Анатман

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Буддизм
Практика
Дхамма

Ана́тман (санскр. अनात्मन्, IAST: anātman; пали: анатта; букв. «не-Я») — одна из важнейших доктрин буддизма, постулирующая отсутствие атмана — «Я», «самости» индивида или его души. Вместо учения об атмане, в буддизме присутствует учение о непрерывном процессе вспыхивания-угасания дхарм — неделимых «единиц психики», составляющих так называемую «личность» (санскр. пудгала). Индивидуальный поток дхарм, не имеющий ни начала, ни конца, называется «сантана»[1].

Отличие атмана от не-атмана — важная часть учения веданты.

В буддизме[править | править код]

Несуществование вечной души (анатма, анатман) вместе с непостоянством (анитья) и страданием (духкха) составляет основную характеристику бытия (трилакшана) в буддийской философии[2]. Эти три характеристики бытия (трилакшана) являются «тремя признаками буддизма», отличающими его от других религий[3].

По мнению исследователя буддизма Майкла Кэрритерса, доктрина «не-души» (анатма-вада) Будды была непростой и смелой, так как открывала йогам незнакомые ранее горизонты. Но учение представляло сложность для интеллектуального понимания и в особенности эмоционального принятия, поскольку любой человек обладает чувством «себя», и на уровне эмоций принять несуществование «Я» (атмана) трудно. Согласно доктрине, «самость» является составной, обусловлена предыдущими причинами и зависит от соответствующих состояний сознания; вечной и неизменной субстанции «Я» нет. Будда приводил аналогию с молоком. Молоко постепенно изменяется, так же как и «Я» постоянно изменяется под действием множества причин: молоко становится простоквашей, она — сметаной, та — маслом, и нет оснований утверждать, что у всех этих продуктов есть некий общий субстрат («молочность»)[4].

По учению буддизма, индивид — это не соединение вечной статичной души (атмана) с бренным телом, как в других индийских религиях, а динамическая психосоматическая система в виде индивидуального потока дхарм — дискретных состояний психического и физического характера. Дхармы обусловливают возникновение друг друга в определенном порядке (пратитья-самутпада), взаимосогласованы в своем функционировании и образуют пять групп (скандх): рупа — тело и органы чувств; ведана — чувства (приятное, нейтральное, неприятное); санджнявосприятие, распознавание объектов (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мысли); самскаракармические факторы, определяющие конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — шесть чувственных сознаваний (сознание зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, внутренних состояний)[5].

Учение об анатмане провозглашает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души, самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия, «подсказываемая» нам скандхами. Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».

Будда проповедовал учение об анатмане пяти отшельникам в «Анатта-лаккхана-сутте» или проповеди «О признаках бессамостности»[6][7][8]:

— Как вы думаете, о подвижники, это тело является вечным или невечным?
— Оно невечно (анитья), о Благодатный.
— Невечное является счастьем или страданием?
— Оно мучительно (духкха), о Благодатный.
— Но разве разумно думать о невечном, преходящем и мучительном: «Это моё, это есть Я, это и есть моя вечная душа, моя нетленная самость».
— Нет, конечно, о Благодатный.
— Следовательно, о подвижники, все тела в прошлом, настоящем и будущем как наши собственные, так и других существ, как прочные, так и хрупкие должны быть поняты соответственно их подлинной природе: «Это не моё, это не Я и это не моя вечная душа».
(Затем точно такие же диалоги последовали относительно ощущений, представлений, сил кармы и сознания, после которых Будда делал вывод, аналогичный последнему предложению.)

Перевод и комментарий В. П. Андросова

В «Анатта-лаккхана-сутте» Будда предлагает монахам проанализировать, есть ли в них самих хоть что-то, что можно обозначить как «атман» (пали атта). Подразумевается, что характеристики гипотетического атмана — «вечность, неизменность, способность к контролю»[9]. Упанишады брахманизма содержат идею о том, что атман есть Брахман, реальность которого — «бесконечное сознание (джняна)» и «высшее блаженство (ананда)»[10]. В ходе беседы перечисляются пять скандх, образующих индивида, и делается вывод: характеристики атмана неприложимы ни к одной скандхе (то есть неприложимы ни к чему в индивиде), и понятие «атман» не имеет никакого отношения к реальности психосоматических переживаний[9].

В буддизме считается, что атман нельзя обнаружить с помощью своего непосредственного опыта в медитации или обычной жизни, так как атман является результатом мысленных конструкций, спекуляций, слухов, ошибочной интерпретации опыта в медитации или, в случае слова «я», просто «оборотом речи», как указывал Будда. Говоря об убеждённости в существовании атмана или «я», Будда сравнивал такую убеждённость с человеком, рассказывающим о любви к самой красивой женщине в мире, но не знающим её лица, имени и родственников[11].

Будда менял своё отношение к атману и анатману в зависимости от типа слушателей, делая свою проповедь искусным средством. Известный буддийский монах Чандракирти, отмечая это, считал, что Будда проповедовал об атмане «самым невежественным» слушателям, тем самым пресекая их материализм. Наиболее опытным слушателям Будда говорил об анатмане, тем самым уничтожая у них «тонкую привязанность к личности». Те же, кто стали буддами, по утверждению Чандракирти, «сами понимали, что атман не является ни реальным, ни нереальным»[12]. Известный буддийский философ Нагарджуна указывал, что «Будда иногда учил, что атман существует, а иногда, что он не существует; последний взгляд более последователен и ближе к истине». Первую точку зрения Будда описывал сторонникам нигилизма (уччхеда-вады). Данное утверждение о существовании являлось условным учением и не было принципиальным для Будды, указывал Нагарджуна. Вторая же точка зрения предназначалась для более понимающих слушателей и являлась абсолютным учением, отмечал Нагарждуна[13][14].

Буддолог В. Г. Лысенко указывала, что вопрос об отношении Будды к признанию атмана является актуальным в современной буддологии. Ответ же на него, по мнению Лысенко, «не может быть категоричным», так как сам вопрос в своей основе — это безответный вопрос[12]. Лысенко также приводила пример из Самъютта-никаи, в котором Ваччха спрашивает Будду «существует или не существует атман?». Будда же ничего не отвечает на этот вопрос. В дальнейшем Будда указывает Ананде, что подтвердить существование было нельзя, так как это бы являлось признанием точки зрения сассатавады и расхождением с опытом Будды. А опровергнуть существование было нельзя, так как в данном случае это бы являлось признанием точки зрения уччхеда-вады (связанной с отсутствием какого-либо бытия после смерти) и ввергло бы Ваччху в путаницу[15].

В веданте[править | править код]

В веданте имеет место учение о различении атмана как «чистого сознания» (джняна, чайтанья) и характеристик личности, которые не являются антманом и представляют собой «пять покровов» (панча-коша)[16]:

  1. Анна-майя-коша — оболочка, состоящая из пищи, физическое тело.
  2. Прана-майя-коша — оболочка, состоящая из жизненной силы.
  3. Мано-майя-коша — оболочка из мысли.
  4. Виджняна-майя-коша — оболочка из сознания.
  5. Ананда-майя-коша — оболочка из блаженства[17][18].

«Пять покровов» сравниваются с пятью ножнами, вложенными последовательно друг в други и скрывающими вложенный в них кинжал[16]. Внешняя, самая далекая от атмана оболочка — это физическое тело (аннамайякоша), ближайшая к атману оболочка — «созданная из блаженства» (анандамайякоша). Деятельность субъекта связана лишь с оболочками (коша) и ничуть не затрагивает атмана[18].

Ведантисты стремились прийти к различению между атманом и анатманом (атма-анатма-вивека)[19]. Согласно веданте, необходимой процедурой является «отрицание», которое сводится к снятию «наложения» на атман всего, что им не является, и это должно привести к освобождению от иллюзии (майя). В адвайта-веданте цель состоит в прекращении иллюзорного явления Вселенной, которая, как считается, в действительности никогда не развертывалась из атмана, но возникла как наложенная на него видимость (виварта)[16]. Шанкарачарья в трактате «Самопознание» (Атмабодхах) писал об атмане, о том, что им не является, и об осознании атмана отличным от не-атмана:

«Будучи сопричастен пяти своим оболочкам, чистый Атман как бы тождественен им, — подобно тому, как кристалл кажется синим, если с синей тканью соединен.

Как дроблением рис от шелухи отделяют, так посредством различения отделяется глубинный чистый Атман от шелухи тела — пяти оболочек и прочего, с которым связано „Я“.

Сознавая Атман всегда отличным от тела, органов чувств, ума и интеллекта, а также от недифференцируемой материи, Атман лишь Зритель, наблюдающий за их деятельностью.»[20]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Андросов В. П. Сантана // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / РАН, Ин-т востоковедения / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 333. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. — ISBN 978-5-91994-007-4.
  2. Лысенко В. Г. Анатмавада // Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 75. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 (Вост. лит.). — ISBN 978-5-8291-1163-2 (Ак. Пр.) ISBN 978-5-98426-073-2 (Гауд.).
  3. Канаева Н. А. Трилакшана // Буддизм: Словарь / под ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — С. 246. — 287 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-250-01657-X.
  4. Кэрритерс М. На пути к пробуждению / Знания об атмане // Будда: краткое введение / под ред. А. В. Виноградовой, пер. с англ. И. А. Машковой. — М.: Астрель: АСТ, 2007. — С. 74, 75. — 157 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-042367-5 (АСТ). — ISBN 978-5-271-16175-9 (Астрель) ISBN 0-19-285453-4 (англ.).
  5. Лысенко В. Г. Буддизм / Учение о человеке // Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 174. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 (Вост. лит.). — ISBN 978-5-8291-1163-2 (Ак. Пр.) ISBN 978-5-98426-073-2 (Гауд.).
  6. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 116—117. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  7. Anattalakkhaṇa Sutta Buddha's Not-Self Characteristic Discourse. — Bangkok, Thailand.: Lanpya Publishing House.
  8. Корнев, 1984, с. 12.
  9. 1 2 Лысенко В. Г. Анатмавада // Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 76. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 (Вост. лит.). — ISBN 978-5-8291-1163-2 (Ак. Пр.) ISBN 978-5-98426-073-2 (Гауд.).
  10. Атман | Брахман // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федотова, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. — М.: Советская Энциклопедия, 1983. — С. 41, 61. — 840 с. — 150 000 экз.
  11. Кэрритерс М.  (англ.). На пути к пробуждению / Знание об атмане // Будда: краткое введение / под ред. А. В. Виноградовой, пер. с англ. И. А. Машковой. — М.: Астрель: ACT, 2007. — С. 74. — 157 с. — ISBN 978-5-17-042367-5. — ISBN 978-5-271-16175-9.
  12. 1 2 Лысенко, 2009, с. 77.
  13. Дхаммапада / Пер. с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова, отв. ред. Ю. Н. Рерих. — М.: Восточная литература, 1960. — С. 152. — 160 с.
  14. Пупышев В. Н. «Не-Я» в буддийской теории и практике // Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н. В. Абаев. — 2-е изд.. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — С. 33—38. — 182 с. — ISBN 5—02—029733—X.
  15. Лысенко, 1994, с. 83.
  16. 1 2 3 Исаева Н. В. Антман (Атта) // Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 117. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 (Вост. лит.). — ISBN 978-5-8291-1163-2 (Ак. Пр.) ISBN 978-5-98426073-2 (Гауд.).
  17. Фойерштейн Г. Часть четвертая. Спектр практической йоги / 50. Асаны для тела и мысли | Глоссарий. Ключевые санскритские термины / Коша // Глубинное измерение йоги / под ред. Н. Е. Самохиной, пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — С. 248, 417. — 432 с. — (В поисках истины). — 3000 экз. — ISBN 5-7905-4315-4.
  18. 1 2 Парибок А. В. Адвайта // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 42. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  19. Мюллер Ф. М. Шесть систем индийской философии / Пер. с англ.. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2020. — С. 269. — 432 с. — (Серия "Концепции"). — ISBN 978-5-8291-3234-7.
  20. Шри Шанкарачарья. Самопознание // Семь трактатов / пер. с санкр. и составление А. Адамковой. — СПб.: Издательство "Адити", 1999. — С. 158, 159, 160. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7938-0010-7.

Литература[править | править код]