Русский: "Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" - традиционное название картины конца XVIII века, которая была известна и вызывала интерес ешё в XIX столетии. Смысл обрядов, сохранявшихся в среде торопецкого купечества, традиции допетровской старины, разгадать уже тогда было невозможно Очевидно, на картине изображена не свадьба, а девичник - празднование окончания девичьей жизни накануне свадьбы, когда "с ночи на утро", перед приходом жениха, девушки собирались в доме невесты. Они наряжены, с платками в руках, тогда как невеста одета в темный сарафан без нашивок и белую рубаху, в которых было положено везти к венцу.
Костюмы торопецких купчих славились своей красотой и необычностью, они объединяли элементы национального и европейского платья. Высокий кокошник женщины покрывали большим платком, в обиходе были веера-махальцы. Платком или веером замужние женщины на людях закрывали половину лица.
Куклы в нарядах торопчанок были подарены императрице Екатерине Великой, по легенде, император Александр I специально заехал в Торопец, чтобы полюбоваться диковинным обличьем горожанок.
В 1778 году, примерно тогда же, когда могла быть создана картина, писавший о Торопце священник Петр Иродионов свидетельствовал: "Жителей считается здесь мужеского пола 3254, женска 3884, обоего 7138. Они по большей части среднего росту и крепкого сложения, хотя умножившаяся роскошь не мало ослабила уже состав их тела: обходительны и учтивы, любят праздность и всяческие веселости по чему здесь много выдумано способов, которые их прихоти удовлетворяют. Одеваются они в Русское платье, и ходят покрывшись большими фатами. Девицы, когда из дома выходят, закрывают лицо покрывалом. Дворян здесь богатых немного. Они мало упражняются в економии". И далее: "На другой день после праздника Рождества Христова начинали здесь ночные посиделки, "субботками" называемые, на которых девицы одна выше другой садятся в избах на подмостки, с возженными пред собой свечами и располагаясь таким образом поют песни, древним славянским богам приличные. В воскресные и праздничные дни собираются они летом во дворе, а зимою пред воротами и поют песни, закрыв покрывалом лицо".
Историк и писатель второй половины XIX века, издатель журнала "Русский архив", М.И. Семевский, оставил научное описание торопецких женских традиционных костюмов: "сарафан (зимой на вате), иногда из парчи, а то и штофный или атласный, сарафаны не глухие, но распашные, на золотых или серебряных пуговицах, подпоясаны золотым поясом или лентой. Спереди, сверху донизу сарафаны обшиты золотым газом в четверть ширины, у некоторых юбка покрыта длиннейшим, до самых ног, цветной материи передником. Головы девушек покрываются венцами. Так называются высокие шапки из картона в виде усеченного конуса, венцы обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и высажен жемчугам, к краям пришиты рясы, они закрывают половину лба.
Наряды замужних женщин главным образам отличаются от нарядов девушек головными уборами, венец с выходом торопчанки замуж заменяется кокошником; верх и затылок его из золотой парчи, передняя часть его высажена жемчугом и шишками числом до тридцати и более; наибольшая шишка посреди лба; наверху каждой шишки крупная жемчужина, окраину кокошника составляет жемчужные рясы".
Картина "Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" остаётся неразгаданным до конца уникальным иконографическим источником".